Контактный телефон:
+7 (495) 795-02-42
  • Заказать звонок

    Заказать звонок

    Поля отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.

    + 7 ( ) - -
    CAPTCHA
    Настоящим даю свое согласие ООО КБ "Международный расчетный банк" на обработку моих персональных данных
  • Написать нам

    Написать нам

    Поля отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.

    + 7 ( ) - -
    Благодарность
    • Благодарность
    • Претензия
    • Пожелание
    • Консультация по продуктам для физических лиц
    • Консультация по продуктам для юридических лиц
    CAPTCHA
    Настоящим даю свое согласие ООО КБ "Международный расчетный банк" на обработку моих персональных данных

Бизнес жалуется на массовые отказы банков

12.10.2017

Использование банками так называемого черного списка отказников принесло первые плоды — предприниматели столкнулись с массовыми отказами в проведении операций и блокировками счетов. Бизнес-омбудсмен Борис Титов уже обратился в ЦБ с предложением создать службу по защите бизнеса от подобных действий и привлечению банкиров к ответственности за блокировку без должных оснований. (Коммерсант.ru)

Комментарий Вице-президента ООО КБ "Международный расчетный банк" Ю.Ю. Петрущика:

Активные действия регулятора по очищению клиентских баз банков от "неблагополучных элементов" начались в середине 2015-го года, после выхода Письма Банка России от 31 декабря 2014 г. N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", после которого Банк России начал серьезную работу с банками в части соблюдения ими требований данного документа: с участниками кредитного рынка проводились совещания, отдельные деловые встречи, им направлялись запросы о деятельности клиентов и т.д. Ряд банков были подвергнуты пруденциальным мерам воздействия.

В последнее время, под влиянием нарастания кризисных явлений в российской экономике и в рамках выполнения задачи по наполнению доходной части бюджета, "антиотмывочное" нормотворчество значительно эволюционировало: так, свой вклад в усиление внимания за деятельностью клиентов внесли два недавних документа Банка России - Положение № 550-П от 20.07.2016 г. "О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом", практическая реализация требований которого началась сравнительно недавно, а также Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

Согласно Рекомендациям, размер необходимых налоговых отчислений ("налоговая нагрузка") был повышен с 0,5 до 0,9% от дебетового оборота, а также были акцентированы такие факторы сомнительности, как отсутствие выплат заработной платы, страховых платежей со счета, незначительность фонда заработной платы сотрудников (из расчета ниже официального прожиточного минимума), отсутствие остатков либо их незначительность по сравнению с объемами операций по счету, отсутствие связи между основаниями зачисления средств на счет их списания и т.д.

Положение 550-П установило обмен между банками информацией об отказах в окрытии счета либо в отказе от проведения операций. Говоря проще, появилась и ежедневно пополняется база клиентов-"отказников", которая является общей для всех кредитных учреждений. Соответственно, банки проверяют своих клиентов, в т.ч. тех, чти счета вновь открываются, на предмет наличия в данной базе, и, в зависимости от своих "рисковых настроек", либо дополнительно анализируют деятельность такого клиента (как, например поступает Международный расчетный банк), либо сразу отказывают ему в обслуживании, выстраивая свои бизнес-процессы, таким образом, исключительно в имеющемся правовом поле. В условиях серьезного регуляторного прессинга в области противодействия легализации банки вынуждены действовать соответствующим образом.
С другой стороны, и это не раз отмечали руководители ЦБ, факт попадания клиентов в "список 550-П" не должен ставить крест на его дальнейших отношениях с кредитными организациями.

По моему мнению, клиентам, в свою очередь, следует повысить прозрачность своей деятельности для банков, сотрудничать с ними, в т.ч. в части своевременного предоставления документов по их запросам, отказаться от сомнительных операций и т.д.
"Антиотмывочное" законодательство пришло навсегда, и оно будет только усиливаться. И это - мировой тренд.

Возврат к списку